Горизонтальная жесткость каркаса

Горизонтальная жесткость каркаса

Интересный небоскреб высотой 238 м «Бенк оф Америка Центр» был построен в Хьюстоне в 1984 г. (проектировщик Филип Джонсон). Материал сталь и гранит. Это здание бросило вызов эпохе «современной архитектуры». В его облике чувствуется готическое влияние, монументальность. А красный гранит подчеркивает массивность сооружения .

Чем выше здание, тем сложнее передача горизонтальных сил и обеспечение горизонтальной жесткости каркаса. Различные типы конструкций, обеспечивающие жесткость, применявшиеся в США, символизируют этапы прогресса в современном строительстве. В то же время это были упорные состязания между двумя видами строительства: каркасным из железобетона и каркасным из стали. Железобетон, благодаря своей монолитной природе, получил некоторое распространение, правда, до тех пор, пока высотные здания не достигли таких размеров, когда железобетон не смог спорить с металлом. Вместе с тем, в то же время в США развилось увлечение строительством 3 — 5-этажных домов в стальных конструкциях. Был возведен ряд частных одноэтажных домов-коттеджей в металле.

Чикаго продолжал развиваться в стальном каркасном строительстве. В период с 1963 по 1966 гг. здесь был построен общественный центр, представлявший собой сооружение, непревзойденное по сложности и четкости форм из стальных конструкций. Это здание имеет высоту 195 м, 31 этаж, с неслыханными до того времени пролетами и размерами перекрытий (26,5×14,5 м) . 1.18).

Уникально 100-этажное здание «Джон Хэнкок Центр», построенное в Чикаго в 1969 году. В этом здании с каркасом в виде вынесенных наружу ферм, мощные диагонали, горизонтальные рандбалки и вертикальные элементы — колонны объединены в мощные узлы, работают совместно и включены в решетку фасада . 1.20).

Помимо изложенного, необходимо кратко остановиться еще на трех моментах. Первое  это метод строительства каркасных зданий. Уже в середине 50-х годов XX в. была предпринята попытка перейти к сборным стальным конструкциям. В этом случае рационально применение стальных многоэтажных рам, свариваемых на земле и поднимаемых целиком в проектное положение. Стены и плиты перекрытий также заготавливают отдельно и поднимают в готовом виде. Сборность,  легкость  конструкций  и  возможность  при  больших  размерах просто поднимать их в проектное положение являются положи сравни факторами применения стальных конструкций вместо тяжелого железобетона  производства дали импульс для развития модульного способа с унифицированными основными размерами.

Так, например, в в последней трети XX в. модульное строительство составляло около 50% возведения народных и высших школ. Из этого количества доля зданий конструкциях составляет 75%. Во Франции к 1970 г. было уже 90% мольных сооружений, при этом половина из них была выполнена в металле. В Италии, Германии и Австрии также отмечается быстрый рост модульного строительства. За последнее время строительство с применением стальных конструкций сделало успехи еще в одной категории зданий  в детских садах и пансионатах.

Второе это споры о видимом или скрытом стальном каркасе. Многие архитекторы придерживаются мнения, что в современном строительстве на основе стальных конструкций несущий каркас должен быть обнажен. Однако такое мнение не безоговорочно, и многие возведенные сооружения выполнены со скрытым каркасом. Видимый внешний каркас хорош в теплых и умеренных климатах. В противном случае появляется множество мостиков холода, бороться с которыми крайне затруднительно.

И третье  сочетание стальных элементов с другими материалами. Стальные каркасы дают неограниченные возможности сочетания и комбинаций с любыми другими строительными материалами. Даже традиционные  естественный камень, кирпич, дерево  в комбинации со стальными элементами могут проявить свои технические и эстетические свойства.

Для общего представления о многоэтажных высотных и сверхвысотных зданиях показаны силуэты некоторых крупнейших высотных зданий, выстроенных в ряде городов США с применением в основном стальных каркасов (отдельные здания выполнены в кирпиче и железобетоне).

Комментарии запрещены.