Многоэтажные здания

Торможение низкотемпературной ползучести

Торможение низкотемпературной ползучестиНо поскольку после отогрева прикладывается первоначальное напряжение, оно оказывается недостаточным для сообщения первоначальной подвижности дислокаций, что и приводит либо к полному подавлению ползучести, либо к значительному ее снижению. Это обстоятельство имеет большое практическое значение. Для конструкций, используемых в криогенной технике и изготовленных из металла, обладающего низким (или нежелательным) сопротивлением ползучести, приводящей к значительному накоплению остаточной деформации в процессе эксплуатации, избавиться от чрезмерной ползучести, снижающей конструктивную прочность изделия, можно не только снижением рабочих напряжений, но и применив промежуточный перерыв в работе со снятием нагрузки и температурного поля. Есть экспериментальные данные (к сожалению, в ограниченном количестве), показывающие, что эффект торможения ползучести при низкотемпературном нагружении значительно усиливается при многократном повторении подобных перерывов.

Не представляется возможным установить количественное соотношение между числом перерывов, действующим напряжением, температурой эксплуатации и эффектом ползучести, так как в каждом конкретном случае в зависимости от свойств матераиала и условий эксплуатации оно будет различным. Однако, безусловно, такая своеобразная тренировка металла (или металла в изделии) может сыграть положительную роль в обеспечении необходимой конструктивной прочности, повышении надежности и долговечности длительно нагруженных машин и механизмов, эксплуатирующихся при криогенных температурах.

Торможению низкотемпературной ползучести способствует азот, атомы которого эффективно препятствуют движению дислокаций. Экспериментально это подтверждается при изучении ползучести цилиндрических образцов диаметром 5 мм и расчетной длиной 25 мм из стали Х21Н5АГ7 (0,03% С; 7,4% Мп; 20,5% Сг; 5,8% N1; 0,3% М; 0,6% в!; 0,005% 8: 0,008% Р) при температуре -196° С и напряжении 35 кгсмм2, что соответствует 0,35 0Т при этой температуре.

Нагружение в течение 1000 ч вызвало остаточную деформацию не более 6 мкм (0,02%), причем эта деформация получена за сравнительно небольшой период времени в начале нагружения и при последующей выдержке практически не изменялась.

Комментарии запрещены.